Билингвизм, владение двумя языками чаще всего присущ детям, которые с рождения находится в двух языковых средах. Однако, билингвизм может быть создан и искусственно, если один из родителей будет общаться со своим ребенком на иностранном языке с целью обучения. В таком случае важно говорить с ним на двух языках с самого раннего возраста.

Выделяется ли у ребенка-билингва один язык в качестве основного?

Нет, смысл билингвизма именно в том, что оба языка ребенок знает одинаково хорошо и может легко переходить с одного на другой и обратно. Тем не менее, рекомендуется все-таки выделить один язык в качестве основного, освоить его, и, убедившись, что у ребенка отсутствуют речевые проблемы, приниматься за более глубокое изучение второго языка.

Как помочь ребенку легче освоить оба языка?

Лучше всего в общении с ребенком разделить использование двух языков: к примеру, по-русски говорить дома, а по-французски — на улице, или предлагать ему говорить с каждым из родителей на его родном языке. Если оба родителя хорошо знают несколько языков, можно разделить языки по дням недели. Все эти методы помогут малышу разграничить свои знания и не смешивать слова и предложения на разных языках.

Что делать, если ребенок путает языки?

Дети прекрасно умеют различать языки, если слышат их с рождения. Иногда малыш заменяет слова на аналогичные из другого языка, если их проще выговорить. Если мягко исправлять ребенка каждый раз, когда он употребляет слово из другого языка, или переспрашивать, то к трем годам он полностью откажется от «смешанных» предложений.

В чем польза билингвизма?

По результатам исследований, у детей, говорящих на двух языках, богаче словарный запас, лучше развита память и аналитические способности, им легче дается изучение других языков и точных наук. Раннее изучение второго языка способствует развитию беглости речи. Этот эффект особенно заметен, если ребенок начинает осваивать второй язык раньше пяти лет.

Психологические кризисы детей-билингв

  • 6-7 лет. Ребенок идет в школу. Язык преподавания и язык общения сверстников играют значительную роль в предпочтении языка самим ребенком. При несоответствии этого языка основному в семье, возможны психологические проблемы. Ребенок ощущает себя «белой вороной». И это может определить его отношения со сверстниками на долгие годы.
  • 12-14 лет. Подросток решает, какой из языков, по-настоящему, его. Как правило, в этот момент языковые предпочтения тесно связаны с взаимоотношениями в семье.
  • 17-18 лет. Человек выбирает себе будущую профессию и сферу деятельности. Это определяет его языковые предпочтения.

В наш век глобализации второй язык (особенно, если мы говорим об английском или китайском) становится не дополнительным преимуществом, а необходимостью. В нашем центре билингва — одно из новых направлений, где дети изучают одновременно два иностранных языка — английский и китайский. В ходе наблюдения за детьми, мы убедились, что дети с легкостью постигают изучение этих двух языков.